О своей инициативе порталу AUTO.TUT.BY рассказали члены Racing Clan MCC и основатель мотоклуба Дмитрий Pitbull Степаненко.
У байкеров разработан целый план: не только предложения по изменению законодательства и обучению мотоциклистов, но и бизнес-идеи.
"Купил супермощный мотоцикл, подъехал к "Короне", и все – он уже считает себя крутым"
Одной из причин того, что несчастные случаи происходят с завидным постоянством, байкеры называют случайных людей – молодежь.
- Раньше ты купил мотоцикл и аккуратно вливался в мототусовку или ряды какого-либо мотоклуба. А клуб – это не только сборище байкеров, это сообщество, в котором есть свои этикет, культура, понятие чести и ответственности. А сейчас? Зачастую купил "молодняк" супермощный мотоцикл, подъехал к "Короне", и все – он уже считает себя крутым. При этом не имеет ни опыта, ни уважения к "старейшинам" в этом движении, ни малейшего понимания устоявшихся традиций и правил хорошего тона.
Именно поэтому первым фактором, который позволит снизить количество ДТП с участием мототранспорта, Дмитрий Pitbull называет разделение категории водительских удостоверений в зависимости от категории мотоцикла и опыта: четкая градация прав, где мощность мотоцикла "привязана" к стажу.
Байкеры предлагают: мотоциклисты, получившие водительское удостоверение "А1", должны набраться опыта, прежде чем сесть на более мощный мотоцикл.В данный момент в Беларуси для мототранспорта есть следующие категории водительских удостоверений - "АМ" (мопеды, скутеры), "А" - мотоциклы и невнятная категория "А1" - мотоциклы, объем двигателя которых не превышает 125 куб.см и с мощностью до 11 кВт.
- Нельзя человека, никогда не сидевшего в автомобиле, пустить управлять болидом "Формулы-1". Для начала ему нужно научиться ездить на карте, потом сесть за руль спортивного автомобиля, потом – следующая ступенька, еще одна, и только потом – F1. То же самое и с мотоциклами: спортбайки - это "Формула-1" для мотоциклистов.
Для того чтобы мотоциклист по истечении двух лет смог получить следующую категорию, он должен сдать экзамен.
- А к экзамену допускать только тех, кто за эти 2 года не наработал целый шлейф злостных нарушений ПДД. Зачем пускать за руль более мощного байка того, кто систематически превышает скорость или попадает в ДТП по собственной глупости? Нет уж, заработай это право - сесть на более мощную машину.
По мнению представителей байкерского движения, такая мера поможет снизить смертность среди мотоциклистов.
- Смотрите, в этом году в Минске погибли 3 мотоциклиста. Двое из них катались первый сезон. Дети, юнцы, новички – их погубила скорость, неопытность, самоуверенность и глупость. Если бы у них было хотя бы пару лет стажа, они справились бы с мощным мотоциклом (и тот и другой ездили на байках, мощность которых превышала 110 л.с.).
"Обезбашенность "молодняка"- не признак крутизны, а проявление тупости"
Вторая мера, которая поможет избежать неприятностей, – неотвратимость наказания.
- Пролетел 160 км/ч по проспекту, не остановился по требованию или попался без прав – драконовский штраф, мотоцикл на штрафстоянку до момента оплаты и приведения всех документов в порядок (получения соответствующей категории в правах). Устроил такое же еще раз – штраф, сопоставимый со стоимостью мотоцикла, либо при невозможности оплатить его - конфискация. По аналогии, как с охотничьим оружием: в неумелых руках без соответствующего обучения мощные мотоциклы не менее опасны.
В качестве примера Pitbull приводит случай смертельного наезда на пересечении улиц Притыцкого и Тимошенко.
- Новичок. Попался накануне наезда – забрали мотоцикл на штрафстоянку. Заплатил незначительный штраф, с помощью друга забрал мотоцикл со штрафстоянки, и в этот же вечер сбил парня насмерть. А если бы штраф, что ему "светил", был не несколько сот тысяч – а несколько десятков миллионов? Либо если бы не имел возможности забрать со штрафстоянки мотоцикл, пока права не получит, может, и не сел бы снова на мотоцикл, и не погубил бы две жизни – чужую и свою?
Байкеры считают, что неотвратимость и неизбежность наказания сможет остудить даже "сорвиголов", и признаются – сейчас многие мотоциклисты закона не боятся.
- В некоторых случаях в качестве законников выступаем мы: разговариваем, убеждаем "молодняк" – иногда словом, а иногда и делом. Пытаемся объяснить, что обезбашенность - не признак крутизны, а проявление тупости. Хочешь проявить свою крутость и мастерство владения экстремальной техникой, посостязаться с себе подобными и достойными соперниками – милости просим на соревнования по драг-рэйсингу, на VIP-гонки, на тренировки по шоссейно-кольцевым гонкам картодрома Боровая. Любой дерзкий и необдуманный проступок одного мотоциклиста на дороге с неудачным финалом ложится тенью на все байкерское движение, провоцирует на негатив других участников дорожного движения и горожан . Сбил человека – "все мотоциклисты сволочи", разбился сам – "так "хрустикам" и надо".
"ГАИ необходимо купить несколько Yamaha FJR1300 или Honda VFR1200"
Еще одним способом вбить в горячие головы принцип неотвратимости и неизбежности наказания байкеры называют создание мотобатальона ГАИ.
- Как обстоит дело сейчас? Увидели сотрудники ГАИ нарушителя – включили "люстру" и поехали. По рации передали другим экипажам – и уже несколько автомобилей преследуют, еще несколько устраивают засаду на предполагаемом маршруте. Задействовано множество людей, об опасности для окружающих, да и самого мотоциклиста говорить не приходится. Есть более приемлемый вариант, позволяющий экономить людские ресурсы и снизить риски.
Представители Racing Clan MCC предлагают – Госавтоинспекция не должна чураться мототранспорта. Возможно, если соотнести ценность человеческой жизни и стоимость последствий, то можно подсчитать: покупка нескольких хороших мотоциклов – например, Yamaha FJR1300 или Honda VFR1200 - способна в итоге сэкономить деньги бюджета. Есть и другое решение.
- В спецподразделении "Стрела", которая занимается сопровождением высокопоставленных лиц, есть около 12 хороших мотоциклов Yamaha FJR1300. Можно было бы не забрать, нет, просто выделить в распоряжение города 4 экипажа - пусть они помогают Минску в свободное от сопровождения время.
Даже сама мысль о том, что в погоню за тобой может включиться мотопатруль, будет препятствовать нарушениям.
- Мощность и скорость этих мотоциклов сопоставима со спортбайками. Оторваться от них, скорее всего, не получится, а гонка на износ закончится тем, что либо у "спорта" закончится топливо, либо "беглец" сам поймет, что скрыться не получится, и прекратит бессмысленные "догонялки". Тем более, даже два мотоцикла ГАИ смогут "зажать" нарушителя без особых проблем.
Мотошкол должно быть больше - "и не тех, где за пару занятий тебя научат проезжать "змейку" на Семашко"
Те, кто только купил мотоцикл, зачастую не спешат получать права – они хотят набраться какого-то опыта, прежде чем отправиться на сдачу экзамена в ГАИ. Но не успевают – погибают. Происходит это из-за того, что обучиться вождению мотоцикла в Минске практически негде: существуют три государственные мотошколы, где можно получить базовые навыки для сдачи в ГАИ на категорию "А", и одна частная – где могут научить азам контраварийной езды.
- Для того чтобы избежать несчастных случаев, количество школ должно вырасти – и не тех, где за пару занятий тебя научат проезжать "змейку" на Семашко (полигоне для сдачи экзаменов. – Прим.редакции), а тех, где тебя научат управлять твоим мотоциклом, и управлять так, чтобы выжил и ты, и окружающие.
Байкеры сетуют, что мототранспорт, на котором обучают в государственных мотошколах и сдают экзамен в ГАИ, не дает никакого представления о том, что такое мотоцикл, а в качестве примера приводят трагедию, случившуюся несколько лет назад.
- Попросил парень у друга проехаться на его спортбайке и выехал на кольцевую. Не справился с управлением на закруглении МКАД, вылетел за ее пределы и погиб. Особенность "спорта" такова, что поворот осуществляется при помощи наклона тела, а не поворота руля – он об этом попросту не знал.
Для того чтобы избежать подобных аварий, обучать мотоциклистов вождению и принимать экзамен нужно на тех мотоциклах, на которых он будет ездить, а не на "динозаврах", которые есть у ГАИ.
- Купите Suzuki GS500 или Honda Hornet – на них ездят большинство новичков. Хорошие, надежные, бюджетные мотоциклы. Для получения первоначальных навыков – самое то, да и контраварийному вождению на них можно обучать. А уже потом, после накатки стажа и опыта – человек может попробовать сдать на следующую категорию и пересесть на "спорт".
"Дайте нам место для "сброса пара"
Главная претензия к мотоциклистам - их поведение: "пролеты" по городским улицам с высокой скоростью, рев прямоточных глушителей, сборища возле "Короны".
- Убрать этот раздражитель из города очень просто: дайте нам место, площадку в Минске или Минском районе. Будет площадка - мы сами со временем создадим инфраструктуру. Нам нужны только четкие гарантии, что отданное нам на правах долгосрочной аренды место не заберут завтра для того, чтобы построить очередной логистический центр.
В России, Украине, не говоря уже о Европе или США, эта проблема давно решена – именно путем создании мотоанклавов.
- Есть в Москве специализированные мотоцентры, например клуб Sexton или сеть Bikeland. Там можно увидеть дилерские центры, бары, клубы, мотомастерские – все, что нужно байкеру, "в одном флаконе".
Байкеры убеждены, что создание подобного клуба поможет не только убрать напряженность, собрав мотоциклистов с улиц на строго определенной территории, но и принести пользу бюджету.
Мотоциклисты носятся по проспектам и собираются у "Короны", потому что больше негде. Под Минском есть места, где байкеры могут оттянуться вволю, но это слишком дорого.
- Полигон в Липках – практически идеальный вариант для "сброса пара". Только там байкерам не рады, и стоимость аренды за один день выставляют запредельную. Аргумент у них один: "Вы на крутых байках ездите, можете и раскошелиться". При этом на аренду полигона в Липках не выстраивается очередь из других желающих. Пойдите нам навстречу, сделайте аренду доступной, чтобы была возможность снимать полигон хотя бы раз в неделю, – но нет.
Как ни крути, но выход в байкерском сообществе видят только один – делать все самим и с нуля, было бы место.
"Хватит хаоса и безумия"
Дмитрий Степаненко уверен, что менять ситуацию нужно сейчас.
- Количество мототранспорта растет. Будет расти и количество несчастных случаев. Если не преломить ситуацию сейчас, то потом будет поздно.
Представители байкерского сообщества собираются в ближайшее время направить свои предложения в ГАИ и уверены: инициативу изменений в законодательство в отношении мототранспорта и мотоциклистов поддержат не только власти и байкеры, но и водители, и рядовые граждане.
- Мы хотим добиться каких-то подвижек уже к началу следующего сезона. До весны у нас есть время и силы, а значит, надо действовать. Хватит хаоса и безумия. Мы – водители, байкеры, ГАИ и обычные люди - должны научиться уважать друг друга.
С начала года в Беларуси произошло 239 аварий по вине водителей мотоциклов, в которых 32 человека погибли, 247 получили ранения. 52 ДТП были совершены мотоциклистами в состоянии алкогольного опьянения.