Тормозной путь мотоцикла/скутера

Все, что происходит на дорогах РБ, и с ними связанное: состояние дорог, ГАИ, ДТП и т.п.
Правила форума
В этом разделе допустим умеренный оффтопик, недопустим пустой флуд.
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13573
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:
Контактная информация:

Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Kot »

Знаете ли вы, что у скутера или мотоцикла тормозной путь больше, чем у автомобиля (на самом деле всё не так очевидно, см. тему http://scooterclub.by/nforum/viewtopic. ... 81#p233915)? При этом на мото-технике (без АБС) тормозить сложнее, чем на автомобиле, нужны определённые навыки, чтоб не свалиться и не увеличить тормозной путь ещё больше за счёт торможения пластиком или собственной одеждой/экипировкой.

Как я убедился, большинство водителей этого не понимают, и убеждены, что мотоцикл или скутер тормозит быстрее, чем автомобиль. Разгоняется -- да, возможно. Тормозит -- нет! И вес транспортного средства тут уже не играет никакой роли. Роль играют только два параметра: начальная скорость, и коэффициент сцепления с дорогой. Коэффициент сцепления зависит от качества шин, асфальта, наличия на нём воды, мусора, грязи... и от количества колёс. Чем больше количество колёс, тем больше суммарная площадь пятна контакта, тем лучше сцепление с дорогой.

Соблюдайте дистанцию, дорогие мои. И -- держитесь ближе к краю полосы. Влететь между машинами всяко безопаснее, чем тупо влупиться в багажник.

Добавлено спустя 7 минут 27 секунд:
Да, раз уж заговорили о торможении, то хочу развеять ещё один миф, бытующий среди новичков. Падать на асфальт или тормозить ногами в надежде, что так быстрее остановитесь -- не надо! Поверьте, у резины сцепление с дорогой на-а-амного лучше, чем у вашей экипировки или, не дай Бог, кожи. Поэтому "на коне" нужно оставаться до самого последнего момента.

Падать можно только в одном единственном случае -- если вы считаете, что проскользив по асфальту под автомобиль вы будете целее, чем после горизонтального удара. Например, если вам грозит столкновение со стоящим грузовиком -- лучше проскользить под ним, чем ломать головой бортик кузова. Но и в этом случае нужно оттормаживаться до самого последнего момента.

Если вы можете не потерять самообладание в критической ситуации и сделать правильный вывод -- честь вам и хвала. Но учтите, что в большинстве случаев хвастливые рассказы вида "и тут я понял, что не успеваю затормозить, и решил положить байк" на самом деле просто скрывают за собой неумение тормозить без падения.
Последний раз редактировалось Kot 14 фев 2014, 20:26, всего редактировалось 1 раз.


Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.
Аватара пользователя
DeMON
Минский скутер-клуб
Минский скутер-клуб
Сообщения: 3156
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 20:37
Награды: 1

Егерь
Репутация: 173
Аппарат: HORS MOTORS 052, Xinling "RANGER", Yamaha Majesty 150cc, Malaguty Madison 180cc
Телефон: Velcom (044) 7981342
Откуда: Могилёвская обл. г. Осиповичи
Пол:
Возраст: 40
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение DeMON »

Kot писал(а):А "всегда торможу задним" -- это то же самое, как если бы автомобилисты всегда тормозили ручником.
поправлю:
DeMON писал(а):торможу именно задним, а передним дожимаю по надобности.
Kot писал(а):едешь себе, а внезапно из-за припаркованного автомобиля выскакивает ребёнок. Или машина выезжает.
а вот на это должны работать опыт, предусмотрительность, зрение на 360 и ограничение себя в скорости в определённых местах! -- одна из черт, которые отличают двухколёсных от "коробочников": думать за себя, соседа, того парня, и ещё кого-то за углом!
любой байк прослужит вам до конца жизни -- если ездить достаточно быстро
Хельги
постоянный житель форума
Сообщения: 2671
Зарегистрирован: 20 мар 2006, 23:15
Награды: 3

Скутерист года Крышу сносит
Репутация: 164
Телефон: 80295569969
Откуда: Минск
Пол:
Возраст: 40
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Хельги »

Kot писал(а):Хорошее видео на предмет того, что масса особой роли не играет:



Посмотришь на такое, и начинаешь воочию верить, что автомобиль может остановиться раньше, чем скутер или мотоцикл.

Латуха, давай при случае повторный эксперимент проведём. Только на этот раз будем ехать параллельно, чтоб было явно видно одинаковые скорости. И предварительно сверим скорости спидометров по GPS. А ещё было бы замечательно найти радар-детектор с видеофиксицией...
Виталик, на видео бус и фура.
Бус тормозит 4мя колесами. фура - 2передних, 4задних, и 12 на фуре. ширина колеса фуры больше, чем у буса.
итого 4 пятна контакта против 18 пятен, которые еще и чуть больше.

итого как меняется тормозной путь.
все, что я помню из физики.
1. масса тела. инерция.
2. сила трения. которая зависит от
2.1 - материала.
2.2 - площади поверхности тела.
2.3 - материала второй поверхности.
+375295569969
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13573
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Kot »

Хельги
интенсивность торможения от массы тела не зависит никак. Точнее, зависит, но косвенно: тормоза быть достаточно мощными, чтоб останавливать диск.

Чтоб не быть голословным, распишу немного формул из той же физики. Brenwen может перепроверить.

F=N*kтр=m*g*kтр, где kтр - коэффициент трения, N - реакция опоры, равная произведению массы на ускорение свободного падения.

Коэффициент трения не зависит от массы и величины пятна контакта. Получается, замедление будет находиться как a = F/m = m*g*kтр/m = g*kтр, т.е. оно пропорционально ускорению свободного падения с коэффициентом пропорциональности, равным коэффициенту трения между дорогой и колесами. Масса в числителе и знаменателе сократилась, заметил?
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.
Хельги
постоянный житель форума
Сообщения: 2671
Зарегистрирован: 20 мар 2006, 23:15
Награды: 3

Скутерист года Крышу сносит
Репутация: 164
Телефон: 80295569969
Откуда: Минск
Пол:
Возраст: 40
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Хельги »

Kot
ты хочешь сказать, что голда остановится также, как и какая CBR600 ??
ускорение торможения a=(V1-V0)/t. если до нуля, то a=V/t
в то время, как сила торможения из учебника F=(m*V*V)/2S , где s-путь. работа силы торможения численно равна изменению кинетической энергии движущегося автомобиля. что не исключает массу. одно и то же авто груженое или пустое имеет разные тормозные пути. и при торможении масса очень важна.
формула F=m*a тут не применяется. так как согласно твоему выводу ускорение торможения зависит исключительно от коэффициента трения, что в корне неверное.
чем больше масса тела, тем больше путь при той же силе торможения.
теперь к ситуации.
два одинаковых бурга при разных массах (ты и макларен например) будут иметь разные тормозные пути.
у тебя инерции будет больше.

теперь по авто и моту.
два пятна контакта против четырех. полторы тонны против 300 кг.
тут очень конретный расчет нужен.
+375295569969
Аватара пользователя
granDimka
Минский скутер-клуб
Минский скутер-клуб
Сообщения: 3543
Зарегистрирован: 28 июн 2010, 13:12
Награды: 3

Стайлинг года Пешеход года Флудер года
Репутация: 87
Аппарат: Dio34>Pantheon125>Xciting250> SW600> X9 500EVO&VespaGT125 >SW600 +GrandEspace2.0
Телефон: 80296531221
Телефон: LG G2
Откуда: Гомель
Пол:
Возраст: 45
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение granDimka »

Сила трения качения
Ft= f / R x N
где Ft - сила трения качения,
f - коэффициент трения качения,
R - радиус колеса,
N - прижимающая сила (т.е. практически масса). Из формулы видно, что сила трения качения прямопропорциональна массе.

Сила трения качения вообще не та сила, которая начинает тормозить авто после нажатия на педаль. Она действует всегда и тормозной путь от нее есть пробег машины, пущенной накатом , т.е. очень большой (и это в случае, если пренебречь сопротивлением воздуха, десятка подшипников и т.д., которые ей помогают.) При нажатии на педаль авто тормозит либо сила трения покоя, либо скольжения (смотря как давить).
А она равна: Ft = m x N
где m - коэффициент трения (либо покоя , либо скольжения).
N - прижимающая сила, реакция опоры, короче, масса.

Не важно, какая из сил трения тормозит авто, важно, что все они увеличиваются пропорционально увеличению массы машины, т.е. точно также, как увеличивается сила инерции , с которой они борятся.

То есть массу можно сократить, от нее ничего не зависит и ее изменение никак не влияет на тормозной путь авто.

(это все, конечно, в случае исправного ТС , способного и с грузом, и без оттормозиться до юза.

Добавлено спустя 1 минуту 21 секунду:
Она так рассчитывается для равномерного прямолинейного движения. И равна она той силе, которую надо прикладывать к колесу, чтобы автомобиль двигался прямолинейно и равномерно, но даже для такого случая она весьма условно прямо пропорциональна массе (потому что ей пропорциональна НОРМАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ силы реакции опоры, но только ее нормальная составляющая, ибо сама сила реакции опоры направлена ни разу не вертикально при вращении колеса, а к центру этого колеса).

Добавлено спустя 2 минуты 7 секунд:
Вообще есть эмпирический закон Амонтона-Кулона, который гласит, в упрощенном виде, что сила трения (скольжения или покоя, но в каждый момент времени мы можем рассматривать трение качения колеса, которое все равно не без проскальзывания, как трение скольжения) меньше или равна силе нормальной реакции опоры, которая как раз прямо пропорциональна массе ;)
8d98c28706bd36cdac8c39d59bcd3561.png
8d98c28706bd36cdac8c39d59bcd3561.png (514 байт) 810 просмотров

где А - характеристика молекулярного сцепления, не зависящая от нагрузки (вот поэтому-то уже нет прямой пропорциональности), а k, в свою очередь, зависит от пятна контакта, деформации, температуры и пр. и меньше или равен единице. N - опять же, нормальная составляющая реакции опоры, которая для трения качения ни фига не равна модулю силы реакции опоры.

Так что никто не знает на самом деле, как именно тормозной путь груженого автомобиля увеличивается, и формулу нарисовать не может, но эмпирически установлено, что увеличивается. Масса автомобиля, которая "не сокращается", очевидно, запихнута очень сложным образом в коэффициент трения качения.

Добавлено спустя 2 минуты 9 секунд:
Кинетическая энергия равна половине произведения массы тела на квадрат скорости тела :

m x V x V
Ek = --------------
2

В то же время, она равна работе , которую совершает при торможении , т.е. равна произведению силы (трения) на путь (тормозной):

Ек = A = F тр. x S ;

m x V x V
Ek = -------------- = F тр. x S
2

если "исключим кучу точностей" и вспомним школьную грубую установку, что сила трения равна произведению веса тела на коэффициент трения, то получится, что масса опять сократится и тормозной путь от веса не зависит.

Получается, что увеличение тормозного пути с увеличением скорости можно вычислить (вернее, доказать) только учитывая все "точности". Только тогда становится ясно, что с увеличением массы сила инерции растет несколько больше, чем сила трения.
Изображение
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13573
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Kot »

Хельги писал(а):два одинаковых бурга при разных массах (ты и макларен например) будут иметь разные тормозные пути.
у тебя инерции будет больше.
Просто "на пальцах": у меня инерция за счёт массы больше, но та же масса меня сильнее прижимает к асфальту. В итоге масса сокращается.

Добавлено спустя 9 минут 43 секунды:
grandimka писал(а):Не важно, какая из сил трения тормозит авто, важно, что все они увеличиваются пропорционально увеличению массы машины, т.е. точно также, как увеличивается сила инерции , с которой они борятся.

То есть массу можно сократить, от нее ничего не зависит и ее изменение никак не влияет на тормозной путь авто.
Вот тут сказано более точными формулировками.

Но ещё раз повторюсь: масса влияет на то, сможет ли тормозная система удерживать колёса с должным усилием.

В любом случае, Хельги, если посмотришь этот ролик ещё раз, то увидишь, что фура гружёная и фура пустая останавливаются одинаково. :) Т.е. тут нет сравнения "крутая фура против непонятного буса", тут более интересно сравнение "пустая фура против гружёной".



Так что и формулы, и эксперименты показывают, что при достаточно мощных тормозах масса на тормозной путь не влияет.
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.
Хельги
постоянный житель форума
Сообщения: 2671
Зарегистрирован: 20 мар 2006, 23:15
Награды: 3

Скутерист года Крышу сносит
Репутация: 164
Телефон: 80295569969
Откуда: Минск
Пол:
Возраст: 40
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Хельги »

исходя из формул ты прав.
сила торможения должна компенсировать кинетическую энергию томозящего тела и масса там взаимно сокращается.
нужны испытания! замутим?

причем что мне не дает покоя, так это то, что сила торможения это не сила трения. вероятнее эта сила возникает на колодках.
и еще, что торможение эффективно только когда колесо крутится.
мне кажется, что сокращение масс имеет смысл только при таком торможении. т.е ты давишь на тормоз, возникает сила торможения и она зависит от массы, поглощает инерцию тормозящего тела. но как только произошел срыв колеса, то тут много вопросов возникает. как мне кажется, в момент срыва масса начнет играть роль. и, что странно, мне кажется, что поначалу, чем тяжелее, тем сильнее колеса давят на асфальт, но если масса на два три порядка больше, то сила инерции может прирасти так, что давление шин на асфальт не даст нужной силы трения.
откуда я такое надумал?
товарищ когда-то на свое авто ради крутоты установил более широкие шины. покатался, и потом понял, что зря. расход топлива увеличился, разгон (динамика) ухудшился. это изза того, что надо было преодолевать большую силу трения.
+375295569969
Аватара пользователя
granDimka
Минский скутер-клуб
Минский скутер-клуб
Сообщения: 3543
Зарегистрирован: 28 июн 2010, 13:12
Награды: 3

Стайлинг года Пешеход года Флудер года
Репутация: 87
Аппарат: Dio34>Pantheon125>Xciting250> SW600> X9 500EVO&VespaGT125 >SW600 +GrandEspace2.0
Телефон: 80296531221
Телефон: LG G2
Откуда: Гомель
Пол:
Возраст: 45
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение granDimka »

Хельги писал(а):товарищ когда-то на свое авто ради крутоты установил более широкие шины. покатался, и потом понял, что зря. расход топлива увеличился, разгон (динамика) ухудшился. это изза того, что надо было преодолевать большую силу трения.
:lol:
Ну повеселил! Ржу нимагу!!!
:lol:
Заявивший такое ВООБЩЕ не понимает сути и не имеет ни малейшего представления о физике протекающих процессов.
Изображение
Хельги
постоянный житель форума
Сообщения: 2671
Зарегистрирован: 20 мар 2006, 23:15
Награды: 3

Скутерист года Крышу сносит
Репутация: 164
Телефон: 80295569969
Откуда: Минск
Пол:
Возраст: 40
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Хельги »

спросил у отца. он волитель-профессионал. водит фуру.
задал ему вопрос про тормозной путь и про пустую и груженую фуру.
его ответ был. сынок, что пустой прицеп 13 тонн, а что груженый 33 тонны. естественно тормозной путь больше!

касательно более широких шин, это можно сравнить с приспущенными шинами, когда пятно контакта увешичилось.
+375295569969
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13573
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Kot »

Хельги писал(а):и еще, что торможение эффективно только когда колесо крутится.
Потому что сила трения качения отличается от силы трения скольжения.
Хельги писал(а):спросил у отца. он волитель-профессионал. водит фуру.
задал ему вопрос про тормозной путь и про пустую и груженую фуру.
его ответ был. сынок, что пустой прицеп 13 тонн, а что груженый 33 тонны. естественно тормозной путь больше!
Ещё раз напомню. Наиболее эффективное торможение -- когда колесо находится на грани срыва. Поэтому тормоза должны быть достаточно эффективными, чтоб прижимать диски с усилием достаточным для удерживания колёс на грани срыва.

Возвращаясь к примеру с фурой, ты уверен, что тормозная система загруженной фуры способна удержать колёса на грани срыва?
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.
Хельги
постоянный житель форума
Сообщения: 2671
Зарегистрирован: 20 мар 2006, 23:15
Награды: 3

Скутерист года Крышу сносит
Репутация: 164
Телефон: 80295569969
Откуда: Минск
Пол:
Возраст: 40
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Хельги »

вот я о том же. что нагрузка на тормоза возрастае, и может не хватать усилий.
а еще. при расчете скорости авто по его тормозному пути гаи использует некую формулу, где учитывает массу. что за формула, я не знаю.
+375295569969
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13573
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Kot »

Хельги писал(а):а еще. при расчете скорости авто по его тормозному пути гаи использует некую формулу, где учитывает массу. что за формула, я не знаю.
Вот известный калькулятор: http://zovzakona.org/946-speed-calculation
На первый взгляд кажется, что масса участвует... Но ты посмотри по результатам, как она участвует. Фактически то же самое получается, с полной загрузкой даже более точный результат (наверно, шансов на скольжение меньше). Может, ещё как-то болтанка груза учитывается, или его распределение.

Для интереса ещё сравни там тормозной путь легкового автомобиля и грузового.
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.
Хельги
постоянный житель форума
Сообщения: 2671
Зарегистрирован: 20 мар 2006, 23:15
Награды: 3

Скутерист года Крышу сносит
Репутация: 164
Телефон: 80295569969
Откуда: Минск
Пол:
Возраст: 40
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Хельги »

Kot
будешь планировать еще тесты?
есть пара идей. например поставить ограничитель под тормозные ручки, чтобы сила нажатия была одна и та же, соотв. сила торможения на колодках та же.
а еще разницу между торможение только задом, только передом, или оба тормоза.
надо макларен на спорте еще. чтоб совсем наглядно было.
+375295569969
Аватара пользователя
dies
постоянный житель форума
Сообщения: 1528
Зарегистрирован: 23 апр 2009, 20:09
Репутация: 58
Аппарат: YIBEN 150T-15C => Kawasaki zx 9r
Телефон: 8029 317 27 12
Откуда: Минск
Пол:
Возраст: 43
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение dies »

все эти тесты сведутся к тому, что - к примеру: у атлантика васи, тормоза лучше чем у сильвера пети, а на кавасаки мити, тормоза хуже чем у васи и пети
Аватара пользователя
Kot
aka Kot Matroskin
aka Kot Matroskin
Сообщения: 13573
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:50
Награды: 9

Скутерист года Путешественник года Здравый смысл Лицо МСК
Репутация: 506
Аппарат: Suzuki Burgman 650
Телефон: (29) 33 606 59
Откуда: Минск
Пол:
Контактная информация:

Re: Тормозной путь мотоцикла/скутера

Сообщение Kot »

Хельги писал(а):например поставить ограничитель под тормозные ручки, чтобы сила нажатия была одна и та же, соотв. сила торможения на колодках та же.
Не совсем понял, что таким образом можно доказать. Ведь когда тормозишь, то вначале давишь сильнее, а потом слабее и слабее, чтоб не получить срыв колеса...
Хельги писал(а):а еще разницу между торможение только задом, только передом, или оба тормоза.
Вариант, конечно, интересный. Но dies хорошо подметил -- на разных аппаратах разная развесовка, соответственно эффективность заднего и переднего будет разная. Хотя общая тенденция наверняка будет соответствовать известным истинам... Вот только всё это лучше тестировать на аппаратах с АБС. :) Так и безопаснее, и результаты более предсказуемые получатся, меньше человеческого фактора.

Добавлено спустя 42 секунды:
Хельги писал(а):надо макларен на спорте еще. чтоб совсем наглядно было.
Макларен тогда был, но участвовать отказался -- он тогда только сел на спорта, навыков ещё мало.
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в углу и поплакать.
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Выбор первого мотоцикла после скутера! ХЕЛП!
    Roobyroid » 01 июл 2014, 10:22 » в форуме Обсуждение скутеров/мотоциклов
    53 Ответы
    3992 Просмотры
    Последнее сообщение DimonKot
    05 июл 2014, 00:06
  • Сколько нужно тормозной жидкости на один передний тормоз?
    Valflond » 24 апр 2015, 17:10 » в форуме Начинающим
    6 Ответы
    1459 Просмотры
    Последнее сообщение Гость
    24 апр 2015, 22:52
  • переоформление мотоцикла - подскажите...
    Саня » 21 сен 2014, 22:01 » в форуме На дорогах Беларуси
    17 Ответы
    5338 Просмотры
    Последнее сообщение yur4ik2402
    16 ноя 2014, 21:20
  • Вопросы по растаможке мотоцикла в РБ
    Valflond » 25 май 2015, 00:02 » в форуме На дорогах Беларуси
    7 Ответы
    3505 Просмотры
    Последнее сообщение Aldgi
    10 авг 2016, 14:34
  • на улице Маяковского столкнулись BMW и два мотоцикла
    Brenwen » 12 апр 2014, 11:37 » в форуме На дорогах Беларуси
    2 Ответы
    786 Просмотры
    Последнее сообщение Nevidimka
    13 апр 2014, 12:18

Вернуться в «На дорогах Беларуси»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Amazonbot [bot], Apple [Bot], Bing [Bot], YandexBot [Bot] и 80 гостей